Экспедиция 14

Даты: 19.07-28.07.2008
Состав участников: Галузинский В.Н., Умаров А.М., Чёрный М.В.
Способы передвижения: автомобиль
Схема: Google maps
Фотографии: здесь
Лирика
Ты помнишь, как всё начиналось

В конце мая стало окончательно ясно, что запланированная на 2008-й год Путорана так и не осуществится. Пришлось принимать решение о смене курса и, как это обычно водится, на 3-х человек у нас вышло четыре альтернативных мнения. Совещание проходило в какой-то забегаловке в Матвеевском, посему был подозван официант и оному было предложено вытянуть жребий. Официант-среднеазиат страшно перепугался такому количеству новых русских слов, хотел бежать, но был настигнут, подвергнут объяснениям и в конце концов нетвёрдой рукой вытащил бумажку с числом "12". Что забавно, оная была включена в жребий в последний момент, по принципу "Маша - это Маша, а 12 точек - это 12 точек". И вот - о ирония! - именно этот маршрут нам и выпал. Алтай, Полярный Урал и Сихотэ-Алинь облегчённо вздохнули.

Сразу же началась активная подготовка, тренировки разных органов, сбор пожертвований и наличного состава экспедиции. Подготовка состояла из доставания из книжного шкафа полагающихся атласов, тренировки включали в основном разминку печени, пожертвований нам не оказали, а к составу экспедиции, кроме трёх учредителей, так никто и не присодинился, попутно выказав нам порицание за снижение устремлений.

Несмотря на все препоны, рано утром 19 июля экспедиция стартовала.

Как на поле Куликовом закричали кулики (19.07)

Сперва наш путь лежал по автотрассе М6 "Каспий" в сторону Скопинского района Рязанской области, ведь именно там ждала нас первая точка.

Особенности национальной топонимики: подмосковный город Видное с трассы практически не виден

Погода была так себе, дождя не было, но и солнце не светило. Сразу за Каширой, где "Каспий" ответвляется от гораздо более ухоженного "Дона" (т.е. М4), дорога стала двурядной и колейной, но мы благополучно свернули с этой недофедеральной какбытрассы вполне вскоре и въехали в город Скопин. Там, на рынке хозяйственных товаров мы стратегически закупились масляной краской благородного тёмно-вишнёвого цвета - для маркировки точек на местности.

Из Скопина мы выдвинулись по дороге на Чернаву, успешно миновали село Князево равно как и поворот на Топилы и собственно ВТ. Решили двинуться вперёд по асфальту, доехали до железной дороги (ст.Топилы, не путать с одноимённой деревней), от которой поехали вдоль жд на север (траки на карте: розовый нарисован вручную, красный - снят с джыпыэса). Упёрлись в балку с ручьём,
рязанская ВТ, вид издалека
Вид на ВТ-62
но по-джиперски залихватски оный форсировали - всего за полчаса. Выскочили к деревне Жерновки, от неё свернули вправо, и доехали полпути до Павельца. Опять свернули направо, на менее приметную грунтовку, протащились по ней пару километров - последний отрезок шёл явно в гору и возвышенность, содержащая в себе высшую точку Рязанской области, вполне явно стояла перед глазами. На гребне попросту свернули в мелколесье и в конце концов выехали на требуемое место. Никакого знака или тригопункта там, естественно, не было, на глаз самое высокое особо не опредялось, посему ВТ-62 мы назначили там, где можно было оставить метку - старая ЛЭП без проводов делает поворот, угловой столб - не просто отдельностоящий, но с наклонным упором. На коем упоре мы и написали королевским тёмно-вишнёвым пурпуром - СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС. ОТКРЫТ ПУХОМ ВЫСШ.ТОЧКА РЯЗ.ОБЛ. 236 М

Вершина-LXII

Координаты:
53°45'28.6" с.ш. 39°19'49.9" в.д.
Высота:
236.0 м
Местоположение:
Рязанская обл., Милославский р-н, д.Топилы
Орографическая провинция:
Среднерусская возв.
Происхождение:
наследует поднятие фундамента (Воронежская антеклиза)
Подробный проезд:
М6 до г.Скопин, далее по местной дороге Скопин-Чернава до дер.Князево, далее грунтовка до дер.Топилы
Подробная карта:
62.jpg
Время:
19.07.2008, 13:20
Что рядом:
Куликово поле

Вернулись к грунтовке на Павелец, попутно вытащив из грязи старенькую "Ниву" с дедушкой за рулём и бабушками. Куда они ехали - не очень понятно, но место там достаточно неезженое, и сколько бы они без нас там куковали - тоже неизвестно. Далее без приключений выскочили на асфальт в Павельце и от него двинулись в сторону Куликова Поля, ибо мы не просто так по точкам поехали, а культурные люди. Дорога Скопин-Павелец-Горлово-Епифань везде нарисована как асфальтовая, и действительно - на 90% своей длины она таки асфальтовая. Правда, на границе Рязанской и Тульской областей, между Троице-Орловкой и Черемухово, никакого не то что асфальта, но и элементарного грейдера нет - но по лету, да по суху тамошний перелаз вполне проходим и на Куликово Поле попасть можно. Девочка из Сливиного жыпыэса пыталась нас образумить, но мы оказались сильнее её - три мужика, как никак.

К четырём мы подрулили к селу Монастырщина, где как известно, находится музей знаменитой битвы. Попутно переехали великую русскую реку Дон шириной примерно с Яузу. Думаю, при желании отступить через него было бы проще простого, ан нет, наши (мои со Сливой) бойцы тогда не отступили и таки победили наших (Анверовых). Сам по себе комплекс явно не дотягивает до положенного ему статуса. Музей маленький, на поле какие-то картошки растут, где что было на местности знаками не отмечено и совершенно непонятно куда здесь надо накладывать знакомую всем со школьной скамьи схемку с непременным ударом Засадного полка. Само место засады выглядит подозрительно молодым и во мне зашевелился внутренний Акадэмик Фомэнко. Однако рядом мы заметили совсем свежие посадки, а за ними маленькие таблички, свидетельствующие, что Зелёная Дубрава, откуда наши нашим в бок ударили, была именно здесь, потом вырублена, а теперь вот обратно высажена.

монумент на Красной горе
Ставка Мамая
Далее мы проехали к монументу на Красном холме. Монумент был воздвигнут до революции ещё, разумеется - в честь победы наших, но почему-то - на месте ставки наших, т.е. Мамая. Монумент радикально чорного цвету, от него открывается прекрасный вид на собственно поле; прекрасного вида на поле с другой стороны нет, посему ясно, что в выборе позиции были лучше наши, а в способности перебороть неблагоприятные обстоятельства - наши. Кроме монумента на Красном холме присутствует церковь, внутри которой расположен ещё один музей, тоже бедноватый, но как бы от более другой организации, нежели первый музей. Что-то мешает соединиться двум музеям и забацать один, но хороший. Для музея Куликовской битвы ситуация, прямо скажем, символическая.

Осмотрев примечательности, мы попытались покушать пищи в придорожном кафе, но были озадачены советом подождать "минут сорок - час". Пожав плечами двинулись к Данкову (через Воскресенское-Покровское). Въехали в Липецкую область опять же по "федеральному перелазу" - дорога везде обозначена, как существующая и с твёрдым покрытием, а на самом деле она с мягким покрытием и не существует... в общем, так себе дорога. К чести липецких властей надо сказать, что дорога строится, и скоро жители области смогут спокойно ездить на Куликово Поле, не боясь застрять. Нормальная дорога, впрочем, началсь быстро, прямо в Воскресенском. Кроме того, в Воскресенском нашлось ещё одно придорожное кафе, где мы и перекусили - еда так себе, зато обслужили всего за час.

Ночёвка первого дня планировалась на Дону, но при въезде в Данков нас настигла страшная стихия из дождя и грома, искать живописную берёзку по-над Доном-батюшкой как-то (три подряд слова с дефисом, неплохо) расхотелось, а захотелось найти крышу и кроватку. Гостиница "Колос" на самой почти центральной площади уездного Данкова, казалось, не работает, но после пары рывков за расхлябанную ручку двери распахнулись (заперты они были на деревянный засов) и заспанная служительница за символическую плату (250 рэ за койко-место) впустила нас в бывший дом колхозника, ныне - бесхозное пустующее здание. То ли там гостей не бывает, в Данкове, то ли мы застали отель в сложную эпоху перехода из одной формы собственности в куда-то ещё - ощущение от первой ночёвки осталось незабываемое. Разве что водки у нас с собой было, чем мы и воспользовались.

Мальчик хочет в Тамбов (20.07)

Утро было пасмурным, поддаждивало, но оставаться в отеле "Колос" не было никакого желания. Наскоро позавтракав мы выехали в сторону города Лев Толстой, знаменитого тем, что в нём Лев Толстой умер. Были мы там через час, музей был закрыт, часы на перроне показывали время смерти писателя (правда, часы оказались картонной имитацией), культурная программа была выполнена и мы поехали дальше.

В банкомате города при выборе суммы показываются опции: 50 р., 100 р., 150 р., 200 р., 250 р., 300р., 400 р. и - слава богу - "Другая сумма"

Дорога Р126 Лев-Толстой - Чаплыгин весьма хорошего качества, а уж Р204 Чаплыгин-Доброе-Липецк - так и вообще - отменного. По сравнению с Рязанской и Тульской областями (не говоря уж о Тверской или Костромской), дороги в Липецкой области в целом весьма хорошие, разметка нанесена, остановки оборудованы, птички вдоль дорог поют и цветочки цветут. Кроме того, данная Р204 очень живописна, ибо проходит вдоль долины реки Воронеж, которая в верхнем течении отделяет Среднерусскую возвышенность от Окско-Цнинской равнины. Разница заметна невооружённым глазом - слева всё внизу и в лесах, справа - распахано и на холмах. Познавательно и красиво.

От Доброго мы свернули налево, вниз, за Воронеж. Миновали сосновые боры, поля, вновь пересекли реку Воронеж, въехали в Мичуринск. Покружили немного, выскочили к мосту опять же через реку Воронеж, выяснили что оный закрыт на ремонт, поехали в объезд. Дорога от Мичуринска к М6 - одна. Мост - один, он же на ремонте. Резервный мост маленький и выезд с него из города - прямо в чистое поле. По которому с переменным успехом ползут разные машинки. Интересно, в дождь как народ в Мичуринск попадает?

верный  товарищ
Волк
Но мы были на джипе и в сухую погоду, поле проехали, на М6 попали и через ещё полтора часа были уже в Тамбове. В сём славном городе тоже покрутились изрядно, ибо указателей там немного, главные улицы какие-то несквозные, а народ - неприветлив. На самом выезде мы обнаружили пляж, а у оного кафе "Лагуна", в котором и пообедали счастливо и вкусно, сгладив таким образом впечатление о городе. Оттуда же были посланы малти-смски оставшимся камрадам. Ответные послания полнились гордостью за нас. В 15-00 мы уже мчались дальше на восток (миновали деревянный памятник Тамбовскому Волку, кстати), по тоже неплохого качества автодороге Р208 Тамбов-Ртищево-Саратов. Есть серьёзное подозрение, что данная дорога на границе Тамбовской, Пензенской и Саратовских губерний тоже не является такой уж и асфальтированной, но в пределах Тамбовской она вполне нормального качества.

В городе Кирсанов мы стратегически закупили сайдинг и черенок для лопаты. На материале предполагалось писать таблички с указанием высшей точки и прикручивать оный к забитому в землю черенку лопаты. Забегая вперёд скажу, что на каждой посещённой впоследствии точке были найдены деревья и черенок благополучно вернулся в Москву. Сайдинг же был куплен в виде двухметровой пластины и по мере продвижения экспедиции от оного простым ножом отрезались положенного размера кусочки. У посёлка Умёт (не путать с знаменитым селом, кормящим всю федеральную трассу "Урал") мы свернули с Р208 налево, доехали до с.Глуховка, с помощью местного населения нашли просёлок на восток и покатили к ВТ Тамбовской области.

Вершина-LXVIII

Координаты:
52°40'16.3" с.ш. 43°10'41.2" в.д.
Высота:
215.6 м
Местоположение:
Тамбовская обл., Уметский р-н, д.Глуховка
Орографическая провинция:
Приволжская возв.
Происхождение:
Происхождение Приволжской возвышенности комплексное - в целом наследует общее поднятие фундамента (Волго-Уральская антеклиза) в западной его части, в то же время в её образовании сыграли большую роль денудационно-эрозионные и новешие тектонические процессы.
Подробный проезд:
М6 до г.Тамбов, Р208/Р209 до г.Белинский, а/д Белинский-Тамала до дер.Ульяновка, далее просёлок направо; либо Р208 до пос.Умет, далее а/д до д.Глуховка, далее просёлком
Подробная карта:
68.jpg
Время:
20.07.2008, 17:30
Что рядом:
музей-усадьба Тарханы

ВТ Тамбовской области
Панорама ВТ-68
Высшая точка Тамбовской области оказалась на нашем нелёгком Пути первой, которую мы вполне сознательно не покорили. Мы подъехали настолько близко к ней, насколько это возможно (метров 300) и... отказались от посещения. Точка находится в чистом поле. Ровном, вспаханном, засеянном поле. Засеяно поле было подсолнечником. Который к концу июля вымахал больше человеческого роста. То есть - визуальное определение на местности невозможно, поход к точке с заранее снятыми с карты координатами возможен, но бесполезен, установка памятного знака на месте возможна, но оный будет сжат вместе с подсолнечником через месяц, да ещё и комбайн сломает (ибо черенок от лопаты гораздо прочнее стебля подсолнечника). Поле под Глуховкой довольно плоское, и мы решили, что великой беды не будет, если памятный знак будет оставлен на его краю, а не посередине. Посему, начертав ин ройал кримсон В МИРИ ЗКАСОК ТОЖЫ... высш.точка тамб.обл. 216 м, мы прикрепили табличку к приметной осинке на окраине поля и отправились в дальнейший путь. Небо на западе клубилось грозой.

Поехали мы не обратно к Глуховке, а далее на восток, через километр выскочили на асфальт Белинский-Тамала, где нас и застиг ливень, правда недолгий. Проехав город Белинский мы попали на ранее покинутую Р209 Кирсанов-Пенза и вскоре были в Тарханах. Вечерело. От гостиницы, памятуя прошлую ночёвку, отказались (если честно - просто не нашли, а нашли только назавтра, когда уже было не надо), покрутились минут 40 по окрестным прудам и наконец встали на ночёвку, от Тархан километрах в двух. Прудик был небольшой, но зато с деревами (первый осмотренный был большой, но степной), на другом берегу мы приметили странное жилое образование, с собаками, свиньями и лошадьми, но с сараюшкой вместо нормального дома. Около сараюшки была лодка, человек, севший в лодку, деловито проверил сети и, даже не посмотрев в нашу сторону, ретировался в строение. "Отшельник" - решили мы. Было пасмурновато, с прояснениями, дождь вяло покапал, но потом закончился. Высыпали звёзды. Водки у нас с собой было, чем мы и воспользовались; на седьмой стопке нам явились космонавты Гречко и Армстронг и попривествовали участников экспедиции. В полночь мы отошли ко сну, а Слива, прикормив местных карасей заморскими явствами, остался их ловить.

Выхожу один я на дорогу (21.07)

Утро оказалось солнечным, а грядущий день обещал быть тёплым. Наскоро позавтракав, мы оценили ночной улов - 29 карасей до полукилограмма весом. "Я ловил, вы готовьте" - сказал добытчик, но, посовещавшись, мы решили рыбу отдать какой-нибудь бабушке, а нам она типа и неинтересна. В Тарханах сразу двинулись к музею (сперва рыбу отдали, конечно же), где заказали экскурсию. Помимо всего прочего, поразило то, что М.Ю.Лермонтов очень прилично рисовал. Про его романтические отношения с крепостными девками нам, почему-то, не рассказали.

Между прочим, имение Тарханы стоит на речке, которая называется Морарайка

Через три часа, осмотрев музей и парк, мы выдвинулись в сторону Пензы, коей и достигли благополучно. Попутно миновали указатель на "Географический центр Пензенской области" - не заехали, не наш профиль; наличие в областях географов-энтузиастов, типа нас, радует; если захотите посетить географический центр - по Р209 от Пензы минут 40. Поесть в городе почему-то не удалось, да и проскочили мы его весьма быстро. Выехали на М5. В 17-00 миновали Кузнецк, естественным образом пропустили поворот на точку (в картах и атласах новая трасса М5 в объезд Кузнецка не означена), свернули позже, по песчаному лесному просёлку, забирая всё время вправо выскочили на нефтяные поля...

Пензенская область не является всесоюзной житницей, здравницей или нефтницей. Тем не менее, на востоке области нефть неторопливо качают. Насосы старые, небольшие такие, добыча не уходит в трубу, а собирается в цистерны. На насосе - никого, только провода электрические. Пенсильвания, 20-е годы прошлого века. There will be blood. Красота.

ВТ Пензенской области
ВТ-58
Сперва было интересно, откуда в глухом уголке столько грунтовок во все стороны. После первой помпы вопросы отпали. Шли по жыпыэсу, в нужном месте свернули, прокрались по лесной дороге/просеке маскимально близко и последние 800 метров прошли пешком. ВТ Пензенской области тоже ничего примечательного из себя не представляет: лес, недалеко вырубка, старая дорога. Покрутившись по лесу в визуальном поиске нашли приметное деревцо и установили его в виде точки. На лилейно-белый сайдинг ложились тёмно-вишнёвые буквы надписи ИЛСИ, ГОТОВЬСЯ К СМЕРТИ ВЫСШ.ТОЧКА ПЕНЗ.ОБЛ. 342 М

Вершина-LVIII

Координаты:
53°1'30.9" с.ш. 46°45'25.3" в.д.
Высота:
341.6 м
Местоположение:
Пензенская обл., Кузнецкий р-н, пос.Кармановка
Орографическая провинция:
Приволжская возв.
Происхождение:
комплексное
Подробный проезд:
М5 до г.Кузнецк, просёлок к дачн.пос. Кармановка, далее ещё 3 км.
Подробная карта:
58.jpg
Время:
21.07.2008, 18:30
Что рядом:
литературно-мемориальный музей А.Н.Радищева в с.Радищево

Вернулись назад на трассу по пути более прямому и торному. Вечерело. Недалеко в стороне лежало озеро Белое, водный кругляшок на теле Ульяновской области. Следуя заветам, до озера добирались путями кривоезжими, через Мордовский Канадей (хотя казалось бы, где отсюда Мордовия, а где - Канада) и какие-то невнятные грейдеры. Оказалось, к озеру ведёт прямая асфальтовая дорога, и на неё мы в конце концов попали. Правда радости это не принесло - мы крутились вокруг озера Белого без малого два часа, но выезда к водной глади так и не нашли. Берега вплотную уставлены санаториями, пионерлагерями и базами отдыха, и дикому путешественнику, вроде нас, остановиться негде. Ибо даже за деньги на ночёвку не пускают, только по предварительным путёвкам или по знакомству - как в советские времена. Плюнули мы на нерадивых хозяйственников да и остановились километрах в двух от озера, в сосновом лесу. Водки у нас собой было, чем мы и не преминули воспользоваться. После седьмой стопки, к нашему удивлению, нас опять поприветствовали космонавты Гречко и Армстронг.

За тебя на чёрта рад (22.07)

Утро было солнечным и прекрасным, дорога звала. Мы встали обратно на М5 и поехали на восток, к ВТ-73. Не далее как через 20 километров оная точка завиделась в окошке стремительного КИА Сорренто. Любой, кто ездил из Москвы в Самару видел на подъезде к Новоспасскому, справа от дороги, мощный залесенный холм в приволжской степи. Вершину холма кокетливо венчает телетрансляционная вышка. Так вот, хоть и покажется многим, что вышка стоит на самой вершине холма - на самом деле его вершина малость ЗА вышкой, да и сам холм не холм вовсе, а несёт гордое имя - Зимина гора.

панорама Зиминой горы
Зимина Гора
От Новоспасского свернули направо, на Радищево и через несколько километров покинули асфальт; опять же направо, по грунту, подъехали к подножию горы, поискали чуток дорогу наверх, нашли, заехали - миновав пасеку. На вершине оказались в километре от точки, прошли пешком - жара, солнце, широколиственный лес, никого народу... ВТ Ульяновской области опять же на местности никак не выделяется, посему, определив приметное деревце, прикрутили к оному малиновую на белом табличку Я СТАЛА ВЕДЬМОЙ ОТ ТОСКИ ВЫСШ. ТОЧКА УЛЬЯН.ОБЛ. 383 М

Вершина-LXXIII (Зимина гора)

Координаты:
53°2'6.9" с.ш. 47°48'10.0" в.д.
Высота:
383.0 м
Местоположение:
Ульяновская обл., Новоспасский р-н, д.Юрьевка
Орографическая провинция:
Приволжская возв.
Происхождение:
комплексное
Подробный проезд:
М5 до пгт Новоспасское, пов. на Радищево/Стар.Кулатку, 12 км до дер.Юрьевка, пов. направо на грунтовую дорогу далее 3 км на возв. Зимина Гора
Подробная карта:
73.jpg
Время:
22.07.2008, 12:15
Что рядом:
музей Д.Давыдова в с.Верхняя Маза, заказник "Зимина гора"

Кстати, о географии. Наивысшей точкой всего Поволжья считаются Жигули, с высотами до 375 метров (см.ниже). Между тем, вершина Зиминой горы, судя по картам и по скачущему определителю высоты в иТрексе, имеет абсолютную высоту более 380 метров. То есть, высшей точкой Поволжья Жигули вовсе не являются. А Зимина гора вовсе является. Это маленькое географическое открытие, требующее дальнейшего уточнения, мы посвящаем советским топографам.

Мы вернулись к машине, разогнали слепней и оводов и поехали далее. Дорогу к Хвалынску решили срезать, посему на дороге повернули направо и двинулись в сторону Верхней Мазы. В бывшем имении Дениса Иваныча Давыдова мы попробовали зайти в музей героя войны 1812 года, но расположенный в здании школы музей был закрыт, как и сама школа. "Лето, каникулы" - подумали мы, прогулялись по школьному двору и поехали в Хвалынск. Обозначенная от В.Мазы до Калиновки (что на шоссе Р228, что вдоль Волги по левому берегу) асфальтовая дорога качества весьма похабного, ехать более 20 км/ч по ней нельзя, посему в сухую погоду все гоняют по полям вдоль дороги.

не такое уж редкое для нашей глубинки зрелище - разбитый асфальт с полуметровыми яминами и грунтовка по соседнему полю, по которой ездят все, от мотоциклов до фур и автобусов. Асфальтовая дорога используется только в случае серьезной распутицы.

А вот сама Р228 качеством блещет. Ровная, размеченная, нередко двухполосная - отличная дорога, видно что следят. Почему федеральная М6 хуже во сто крат - загадка. Ну да ладно, мы уже почти приехали... Точка Саратовская находится почти в черте города Хвалынска. Немножко в стороне только. С трассы заезжать проще - 500 метров по лесному просёлку и вы уже у телетрансляционной вышки, которая на самой точке и стоит. Сама вышка огорожена колючей проволокой, мы обошли территорию по полупериметру и на дальнем от дороги углу на корявом деревце оставили сайдинговую табличку с малиновой надписью МЕНЕ, ТЕКЕЛ, УПАРСИН высш.точка сарат.обл. 369 м. Местность вокруг не возбуждала никаких чувств - широколиственный лес, мотки колючей проволоки, к тому же пахло мертвечиной - судя по всему где-то недалеко умерла собака или енот какой. По порядку данная точка следовала сразу за четвёртой и немного перед шестой. "Пятая точка - она и есть пятая точка" - подумали отважные покорители и в спешке покинули местность.

Вершина-LXIV (Хвалынские горы)

Координаты:
52°28'22.8" с.ш. 48°1'28.2" в.д.
Высота:
369.0 м
Местоположение:
Саратовская обл., г.Хвалынск
Орографическая провинция:
Приволжская возв.
Происхождение:
комплексное
Подробный проезд:
а/д Р228, 3 км южнее пов. на Хвалынск - грунтовая дорога налево, через 500 м - ещё раз налево, телевизионная вышка
Подробная карта:
64.jpg
Время:
22.07.2008, 15:00
Что рядом:
живописный приволжский городок Хвалынск, мекка художников

Хвалынские горы
Хвалынские горы
Живописный город Хвалынск оказался весьма скучным, поесть там особо негде, набережная Волги забетонирована, а поверх бетона живописно разбросана стеклянная и пластиковая тара различной ёмкости. Кое-как перекусив в кафе "Визит", рекомендованном как наилучшее в городе, мы направились в сторону Сызрани. Вдольволжская магистраль Р228 за время нашего на ней отсутствия (2 часа) качеством не ухудшилась, в Сызрани мы оказались быстро, покрутились немного по городу, стратегически закупились вкусняшками в супермаркете, заправились и по М5 направились к Жигулям. В Зольном были в 8 вечера, потыкались по турбазам (ожидаемо безрезультатно), встали прямо на Волге с палаточкой. Водки мы прикупили ещё в Сызрани, чем и не преминули воспользоваться. Космонавты Гречко и Армстронг были тут как тут, хотя и мельком.

На простор речной волны (23.07)

Утро было солнечным и жарким. Жэпээс показывал, что мы приблизительно в полутора километрах от вершины Самарской области. Посему быстро позавтракав и собравшись, мы выдвинулись наверх. То есть мы сперва выехали с Волги на шоссе, проехали по нему километр, приметили распадочек с непременными нефтепомпами и припарковались. Отдельные отщепенцы нудели, что ехать надо вокруг и на машине, но зиц-председатель настоял на пешем покорении...

Через полчаса подъёма (расстояние по горизонтали - 500 метров, по вертикали - 300 метров, тангенс угла наклона считайте сами) зиц-председатель был уже не столь непреклонен, но вершинка уже была на рукоподатном расстоянии, да и распадочек был выбран интуитивно правильно - хоть и без тропы, но с деревами, приносившими приятную тень. Дыша как паровозы и потея как дьюаровы сосуды, отважные покорители вышли на гору Стрельную, ВТ Жигулей, Самарской области, но уже не Поволжья (см.выше). Прямо в месте выхода на вершину нас встретила хорошего качества просёлочная дорога, а также беседка и информационный стенд. Отщепенцы шипели и ворчали, но дело было сделано, и вершина была покорена пешеножным способом.

Вершина-LXIII (г.Стрельная, Жигули)

Координаты:
53°26'0.5" с.ш. 49°45'35.0" в.д.
Высота:
375.0 м
Местоположение:
Самарская обл., Жигулёвский р-н, пос.Зольное
Орографическая провинция:
Приволжская возв., горы Жигули
Происхождение:
неотектоническое в пределах платформы
Подробный проезд:
дорога в Зольное отходит от М5 за 5 км до гор.Жигулевска, примерно в середине Зольного можно остановиться в распадке у нефтяной помпы и по тропе подняться на Стрельную
Подробная карта:
63.jpg
Время:
23.07.2008, 11:20
Что рядом:
заповедник "Самарская Лука", музей Жигулевских гор в Бахиловой Поляне, музей-усадьба И.Репина в Ширяево

тропа к горе Стрельная
Гора Стрельная
Посидели мы в беседке, после чего Слива, отойдя по делам в кусты, нашёл тропу на ещё одну вершину, которая оказалась более скальной и более живописной, чем та, с беседкой. Покорили заодно и эту, чего уж там, тем более, что на карте именно эта скалка и отмечена, как наивысшая. На местности сказать сложно. Посидели на тёплом известняке, покурили, сделали фотографии простые и обзорные, помахали ручкой пассажирам прогулочного теплохода. Хорошо в Жигулях летом, всё-таки. Табличку вешать не стали - место и без того приметное.

Для обратного пути нашли тропочку, благо она шла прямо со скалы вниз. Топ-топ, потихоньку спустились вниз, попутно поблагодарив судьбу, что поднимались по другой дороге - тропа после недавних дождей была весьма скользкая, а также крутая и ничуть не живописная. У неё вообще было всего одно преимущество перед дорогой наверх - она вела вниз.

В общем, в двенадцать дня измождённые покорением путешественники запрыгнули в машинку и помчались в сторону Самары-городка, куда и прибыли вскоре. Заселиться хотели в готэль "Россия", но предложенный ценник не устроил по физиологическим причинам - выпученные глаза сильно болят. Остановились на более бюджетном варианте в спорткомплексе ЦСК ВВС. Приняв душ и почистив пёрья, пошли в город за культурой. В планах было посетить бункер под Институтом Культуры, поесть и выпить Жигулёвского пива. Бункер оказался на месте, и, хотя запускают туда только группами, нам удалось договориться о запуске нас в индивидуальном порядке. В качестве аргумента использовалась пыльная машина с московскими номерами, мол, издалёка ехали.

Сам бункер представляет собой шахту на 7 этажей вниз, а с последнего этажа в сторону отходит коридор с комнатами. Обстановка спартанская, смотреть по-большому счёту не на что. Поскольку мы были без группы и экскурсовода, то позволили себе посидеть на всяких правительственных креслах и пофотографироваться. После чего откланялись и пустились на реализацию второй части плана. Местом испития правильного Жигулёвского был избран ресторан "Фон Вакано" при пивзаводе. В нём случайно оказались свободные места (за соседним столиком, к слову, обедал футболист Андрей Тихонов) и мы предались чревоугодию с пивом. Пиво, доложу я вам, отменнейшее; подаётся 5 сортов - и все отменнейшие. Под проезжей частью прямо с завода в ресторан проложен пивопровод, и все пять сортов безостановочно льются в ваши кружки.

Ближе к вечеру, кружки эдак после восьмой, я оставил парней доразбираться с пивом, а сам двинул в сторону центра города на предмет Интернета. Путь мой пролегал через набережную Волги и в какой-то момент я твёрдо решил свернуть в город, ибо шея уже болела, веко подёргивалось, а глаза слезились. Количество румяных сочных девок в волнующих бикини и на шпильках (!!!) зашкаливало за все мыслимые шкалы и подобно персонажу с карикатуры Бидструпа я ринулся прочь от набережной! Буквально через 5 шагов я упёрся взглядом в вывеску "Ирландский паб 'Shannon'" и - не подумав - зашёл...

Ну что я вам могу сказать? Я бывал в ирландских пабах Лондона, Гилфорда, Санкт-Галлена, Осло и Рима. Доводилось посещать оные в Чикаго, Нью-Йорке, Хьюстоне и Цинциннати. Заходил в Буэнос-Айресе и даже был в самом высокогорном ирландском пабе мира в Куско, Перу. Я уж не говорю о Киеве, Питере, или о практически полностью исследованной в этом аспекте Москве. В общем, много где был. Ни в одном пабе мира я не видел такого количества различных сортов сингл-молтов, как в самарском пабе Шэннон (75 видов, или что-то вроде того). Ни в одном.

Чуть позднее я всё же смог покинуть Шэннон и твёрдо решил найти кафе с интернетами, на предмет того, чтобы проверить, пришло ли мне пригласительное письмо из Англии и вообще как там без меня идут процессы всяческие. В одном игровом клубе интернетов не было, другой я по описаниям не нашёл, в третий мне объяснили подробный подход, правда вежливо умолчали о расстояниях (повторные расспросы показали люфт в несколько километров)... Отчаявшись найти нужное я решил ещё раз расспросить встречных. Встречными оказалось несколько парней у пивного ларька. "А надолго интернет нужен?" - поинтересовались у меня. "Часа на пол, почты проверить" - ответствовал я. "Ну пойдём". Мы зашли в близлежащий двор, один парень достал из рюкзака ноут, подсоединился к вайвай-точке ("Это моя, до ларька не добивает, а здесь ловит") и у меня образовался интернет. Позже я, естественно, угостил ребят пивом.

Собственно, что мы теперь знаем о Самаре? Там по городу ходят девки в бикини, там первый встречный предоставит вам ноут с интернетом, там лучшее в СССР пиво, там лучший в мире (!) айриш-паб. Может и не рай на земле, но близко, близко...

Иногда я жду тебя * (24.07)

Поднялись мы привычно рано, позавтракали кофием пока нам меняли проколотое колесо, выдвинулись далее на восток. По обочинам трассы М5 проводилась массовая продажа грузинских персиков; других фруктов замечено почему-то не было. Траффик был напряжённым, периодически приходилось обгонять вялоедущие прицепы с бытовками - чувствовалось приближение к большой нефти. До намеченной ВТ Татарстана доехали без проблем, отыскали оную на местности тоже без проблем - холм приметный и с трассы виден отлично. Проехав полкилометра по полю, покорили высшую точку Республики Татарстан. Пурпурные буквы извещают проезжающих: ГРУЗИТЕ АПЕЛЬСИНЫ БОЧКАМИ высш.точка респ.татар-н 382 м

Вершина-XVI (неправильная)

Координаты:
54°17'57.7" с.ш. 53°1'5.8" в.д.
Высота:
371.0 м
Местоположение:
респ. Татарстан, Бавлинский р-н
Орографическая провинция:
Бугульминско-Белебеевская возв.
Происхождение:
наследует поднятие фундамента
Подробный проезд:
Время:
Что рядом:

... в общем, и высоту на табличке неправильную нарисовали, да и сама точка оказалась вовсе в другом месте - так показал осенний повторный анализ картографического материала. Обмишулились, бывает. Процент правильности точек всё же непреклонно растёт, и перспективы наши светлы!

Но тогда мы об этом локальном фиаско не догадывались и бодро поехали к новым вершинам. Буквально через десяток километров мы достигли наивосточнейшего пункта - перекрёстка М5 и Р239. На последнюю мы и свернули, налево, на северо-запад. Начинался путь назад. Пообедав сомнительно качества едой в Бугульме и поглазев на добычу нефти в округе, мы через Альметьевск и Чистополь добрались к вечеру в Казань.

Место пренарочито, и красно велми, и скотопажно, и пчелисто, и всяцеми семяны родимо, и овощми преизобилно, и зверисто, и рыбно, и всякого много угодья

Летописцы про Казань не врали - там действительно хорошо. Не без труда мы нашли рекомендованную нам гостиницу (при автобазе, без излишеств, но дёшево и чистенько), но тем не менее в 7 вечера мы уже были в центре и питались в Бир-Хаусе едой и питьём.

Поезд пока есть Йошкар-Ола - Казань (25.07)

Казань. Кул-Шариф
мечеть Кул-Шариф
Наутро у нас была культурная программа - мы заказали экскурсию по Казанскому кремлю. Осмотр зданий и видов занял полдня, и только в два часа, попутно совершив набег на замечательный супермаркет Бәхетле, мы покинули гостеприимную Казань. Предварительно мы прокатились на казанском метрополитене, который по наполняемости явно уступает московскому, причём монорельсу; на память я купил пластмассовый метрожетончик.

Проехав чуток по новой для нас федералке М7, мы уверенно повернули на север, на Р175, ведущую к Йошкар-Оле. Как обычно, качеством Р-трасса отличалась от М-трассы в выгодную сторону. Проехали мимо памятного многим Яльчика. Добрались до Шелангера, где, как уже неоднократно встречалось, означенная на картах автодорога отсуствует, а неозначенная - присутствует. Поворот на Морки находится примерно на километр дальше предполагаемого, впрочем - с указателями в Республике Марий-Эл всё нормально. Прыгая по неброско-живописным соснякам и березняками марийской тайги, местная дорога привела нас в райцентр Морки, откуда до ВТ было уже рукой подать.

Нужная грунтовка тоже была угадана сразу (указатель был на карьер, что несколько противоинтуитивно, но мы всё равно поехали) и перед нами сразу же оказалась гора. Марийские леса здесь расступаются и холм размерами 1х5 км стоит практически голый, с отдельными рощицами. Мы бодро заехали наверх и остановились у придорожной будочки. Вышедшая из оной женщина подтвердила, что место здесь да, высокое, а мы в свою очередь уверили её, что - самое высокое во всей республике. Особого имени холм не имеет, но местные жители по близлежащей деревньке называют его Чукшинской горой.

Вершина-XII (Чукшинская гора)

Координаты:
56°31'7.3" с.ш. 49°0'11.2" в.д.
Высота:
280.2 м
Местоположение:
респ. Марий-Эл, Моркинский р-н, д.Бол.Шоръял
Орографическая провинция:
Возв. Северные Увалы
Происхождение:
тектоническое, останцовое; развит карст
Подробный проезд:
М7: Зеленодольск-Шелангер-Морки, 10 км до поворота на карьер, 2 км по грунтовой дороге
Подробная карта:
12.jpg
Время:
25.07.2008, 17:30
Что рядом:
нац.парк "Марий Чодра"

Женщина оказалась пожарной наблюдательницей - обзор с горы отменный, внизу и до горизонта расстилаются смешанные леса, в случае пожара следует бить в било сообщить мобильной связью куда следует. Пока пожаров нет наблюдатель спокойно вяжет носки внукам.

Мордовские дали
Виды с ВТ-12
Судя по карте, однозначной тригопунктно-маркированной ВТ на Чукшинской горе нет; от будки (где ранее был тригопункт, совмещённый с наблюдательной вышкой) северо-западный край горы показался чуть повыше (на карте-полукилометровке там даже наличествует 280-я горизонталь) и мы поехали туда. Сама вершина представляет собой кольцо вокруг почти идеально круглого заболоченного озера почти наверняка карстового происхождения. Приехав на СЗ часть кольца мы прикнули, что отсюда высшим кажется участок, откуда мы только что приехали. В общем, там везде высшая точка. И отовсюду красивый вид на марийские дали. Повтыкав в дали, мы тронулись в обратный путь.

От Шелангера мы выбрали безномерную дорогу на Звенигово, с которой повернули на свежепостроенную дорогу до трассы "Вятка" (тоже пока пребывающей без номера) к Чебоксарам, и на полпути до столицы Великой Чувашии начали искать место под ночёвку. Место нашлось в виде реки Большая Кокшага. В процессе поиска не столь забитого рыбаками берега мы заехали километров на 5 от цивилизации, ибо искали сперва свободное место, а потом - проезд к реке. В конце концов, одарив сигаретами живущего в глуши таджика-сенокосца, мы нашли вполне приличный берег. Мимо проплыли пермские туристы-водники, солнце валилось за противоположный берег, водки у нас с собой было, чем мы и не преминули воспользоваться. На седьмой стопке нас посетили соскучившиеся уже космонавты Гречко и Армстронг и тепло поздравили участников экспедиции с пересечением экватора оной.

Ҫурхи тěнче вăраннă чух:* (26.07)

Мы бодро вскочили по обыкновению в семь утра, резво почистили зубы и прочие органы и продолжили наше увлекательнейшее путешествие. Путь наш лежал через всю Чувашию к её южным рубежам. Мы пересекли Волгу по Новочебоксарской ГЭС, избегнули Чебоксары, выскочили на М7 и поехали по оной от Москвы - вот такие интересные зигзаги порой выписывает наш курс. Впрочем, весьма вскоре мы достигли Цивильска и свернули на юг, на А151. Эта магистраль вдоль Волги от Цивильска до Саратова далее имеет номер Р228 и мы по ней уже имели удовольствие проехать, когда покоряли ВТ Саратовской области. Сейчас же мы ехали по её северной части, пересекая Великую Чувашию.

Через полтора часа мы достигли райцентра Шемурша и повернули на местную дорогу в сторону Чукалов. Селения в этой части России имеют занятную топонимику - перед названием населённого пункта обычно следует этноним, посему карта изобилует Мордовскими Чукалами, Татарскими и Русскими Шемуршами. Интересно, как к такому размежеванию относились в СССР, с его-то интернационализмом? Этнонимы, к слову, порядком разбавлены Новыми, Средними и Большими, так что иногда одно селение представлено четырьмя разновидностями. Посмотрите на карту сами. Так или иначе, асфальт привёл нас в Русские Чукалы и благополучно закончился. Далее мы следовли по грунтовке, с трудом миновали насыпной брод через мелкую речушку и углубились в огромный бор, по совместительству являющийся национальным парком "Чăваш вăрманě".

Вышка на ВТ Чувашии
ВТ-21
Проехав около километра мы поняли, что наезженная грунтовая дорога уводит нас в сторону, поэтому мы оставили машину и пошли пешком. Напрямик было черезчур заросше да овражно, поэтому мы сделали достаточно большой крюк по некоему подобию дороги, через старую вырубку и всяческие пампасы. Ближе к ВТ дорога обозначилась более отчётливо и в полвторого, снедаемые до костей слепнями и комарами, мы вышли к точке.

В отличие от всех предыдущих вершин данная была весьма чётко обозначена на местности - точку венчает 20-метровая пожаронаблюдательная вышка, под которой оборудована беседка. По каким-то причинам на верхотуру нам лезть не захотелось, посему табличку мы разместили прямо в беседке. Прибитых чёрных мух на белом фоне витиевато покрывали малиновые буквы надписи: ИА! ИА! КТУЛХУ ФХТАГН!высш. точка чувашии 270 м

Вершина-XXI

Координаты:
54°43'9.4" с.ш. 47°8'32.5" в.д.
Высота:
270.6 м
Местоположение:
респ. Чувашия, Шемуршинский р-н, дер.Русские Чукалы
Орографическая провинция:
Приволжская возв.
Происхождение:
комплексное
Подробный проезд:
М7 до Цивильска, А151 до Шемурши, 20 км асфальтовой дороги до с. Чукалы
Подробная карта:
21.jpg
Время:
26.07.2008, 13:40
Что рядом:
Национальный парк "Чăваш вăрманě"

Для возвращения мы выбрали другую дорогу, гораздо более накатанную и приятную, которая вывела нас практически к броду. Вернувшись по своим следам к машине, мы развернулись и двинулись в обратный путь. И засели на ручье, несильно, но метко. Поковырявшись своими силами, мы пришли к выводу, что нужно звать подмогу. Анвер Маратыч пошёл на лесопилку на окраине Русских Чукал (Чукалов?) и вскоре явился на древнем ГАЗ-51. Нас привязали, дёрнули и всё счастливо закончилось.

Дальше наш путь лежал через кусок Татарстана, кусочек Ульяновской области и в Мордовию. В интернетах иногда встречаются списки забавных географических названий нашей Родины, в которых я отыскал замечательный топоним Татарская Бездна. И надо же - прям через этот нп и лежал наш путь. Всего-то навсего, два села на речке Бездна - Татарская и Чувашская. Выбирайте по вкусу! Доехав до райцентра Дрожжаное (тоже в трёх ипостасях - Новое, Старое и Чувашское) мы повернули на запад, хотя воскресшая девочка из навигатора кричала и умоляла туда не поворачивать. "Молодая ещё" - решили мы, ибо на карте виднелась замечательная асфальтовая дорога на Шатрашаны, Астрадамовку и далее на А171 Саранск-Ульяновск. Замечательный асфальт был также и под колёсами и через полчаса мы были в Шатрашанах...

...Татарских Шатрашанах. В полукилометре от оных, но уже в Ульяновской области, имелись Русские Шатрашаны, тоже с асфальтом. Вот только аккурат на границе регионов 73 и 16 никакого асфальта нет. То есть, практически единое поселение Шатрашаны разделено не только по этническому и региональному принципам, но и отсутствием более-менее проезжей дороги. Хорошо было лето и было сухо, и мы кое как протиснулись из одного субъекта в другой. Далее мы без труда достигли А171 и вскоре приехали на ВТ Мордовии.

Вершина-XIII

Координаты:
54°23'51.0" с.ш. 45°52'47.8" в.д.
Высота:
337.0 м
Местоположение:
респ.Мордовия, Чамзинский р-н, д.Калиновка
Орографическая провинция:
Приволжская возв.
Происхождение:
комплексное
Подробный проезд:
А171 Саранск-Ульяновск, у пов. на Комсомольский
Подробная карта:
см. основную
Время:
26.07.2008, 18:30
Что рядом:

Самая, прямо скажем, невзрачная точка. Шоссе, поворот на близлежащий пгт, какая-то силосная куча. Даже табличку решили не вешать. В основном из-за того, что место приметное, и каждый найдёт его и без таблички. Есть надежда, что кто-либо из местных предпринимателей прочтёт этот текст и сделает у данного перекрёстка кафе, например. С названием, скажем, "Вершина Мордовии". И тогда все и так будут знать, что ВТ-13 именно там. А пока - неинтересная точка. Поехали дальше.

Пока ехали до Саранска - решали, где будем ночевать. Прикинув график, поняли, что имеет смысл ехать прямо к Александру Сергеевичу в Болдино. Позвонили Алексей Сергеичу в Москву, он узнал телефон болдинской гостиницы, позвонили туда, заказали номер. Красота и передовые технологии.

Миновали Саранск по объездной, повернули на Нижний, в Ужовке свернули в Болдино и оное же вскоре достигли. Номер для нас в замечательной гостинице был готов, сам отель по причине рабочего дня пустовал, разве что в ресторане шла шумная свадьба, почему-то с лезгинкой. Впрочем, в ресторане же нашёлся малый зал, где мы и поужинали отличным образом, с местной посеребрённой водочкой.

На каждый вечер нашей экспедиции мы покупали ноль-семь лучшей местной водки. Таким образом, экспедиция была не только географической и культурной, но в некоторой степени ещё и дегустационная. Лучшим продуктом была единогласно названа водка "С серебром", произведённая в г.Выкса Нижегородской области. Помимо мягкого вкуса в бутылке содержится небольшой монетовидный серебряный жетончик, одна серия с выдающимися людьми России, другая - с памятниками архитектуры России же. К руководству Выксинского ЛВК у меня два деловых предложения: 1). освоить выпуск серебряных жетонов серии "Вершины России" и 2). НЕ РАЗЛИВАТЬ СУВЕНИРНУЮ ВОДКУ В БУТЫЛКИ С БУЛЬБУЛЯТОРАМИ!!! А то монетки плохо вынимаются...

Ковыряя в нумизматическом угаре вилкой означенное устройство мы изрядно повесилили тамошних официанток, но монетку таки достали. После чего, усталые но довольные, отошли ко сну.

Я устретил уас и усё былоэ (27.07)

Дорога.
ВТ-52: прямо на дороге
Утро следующего дня было посвящено осмотру музея-усадьбы А.С.Пушкина "Большое Болдино". Отмечу, что по сравнению с М.Ю.Лермонтовым Александр Сергеевич был небогат, и имение у него было скромненькое. Сам музей очень напомнил Берново, хотя он и гораздо меньше размерами. В церкви шло отпевание, в магазине давали водку с серебром, в воздухе носились дождевые капли. Мы направились в сторону ВТ Нижегородчины.

Проехали болдинский аэродром, на дороге Лукоянов-Салган повернули направо, миновали с.Черновское и вскоре достигли ВТ-52, которая как и мордовская точка находится попросту на перекрёстке. Правды ради, нижегородская малость поживописнее, ибо находится на краю возвышенности Межпьянье, но и на ней мы решили табличку не оставлять. Пусть тамошний колхоз озаботится монументом.

Вершина-LII

Координаты:
55°9'52.6" с.ш. 45°27'1.3" в.д.
Высота:
252.0 м
Местоположение:
Нижегородская обл., Болдинский р-н, д.Михайловка
Орографическая провинция:
Приволжская возв., Межпьянье
Происхождение:
комплексное
Подробный проезд:
с М7: Нижний-Арзамас-Лукоянов-Бол.Маресьево-Черновское; Княгинино-Сергач-Уразовка-Салган-Китово; с М5: Мокшан-Саранск-Ужовка-Бол.Болдино-Черновское
Подробная карта:
см.основную
Время:
27.07.2008, 13:30
Что рядом:
музей-заповедник А.С.Пушкина в Бол.Болдино

Приехав обратно к перекрёстку на Болдино-Лукоянов-Гагино мы, памятуя о вчерашнем шатрашанском конфузе, послушались девушки из аппарата и свернули на Гагино. И только от того райцентра направились к Лукоянову, коего и достигли благополучно. Состояние прямоезжей дороги на Лукоянов осталось неизвестным. В городе Лукоянове мы славно отобедали, а ещё через два часа мы были в Арзамасе.

Первоначально маршрут экспедиции был проложен от Арзамаса на Муром, с ночёвкой на Оке. Однако совершенно неожиданно отзвонился Кузя, и после традиционных приветствий участникам экпедиции, пригласил нас на турбазу под городом Павлово, куда он с семьёю только что заехал. Основной заезд отдыхающих был намечен на завтра и нам было обещано полдомика, причём бесплатно. Посему от Арзамаса мы таки поехали в сторону Мурома, но в определённом месте была запланирована своротка.

Правда, до определённого места ещё следовало добраться. От Арзамаса на запад нарисованы две автодороги, причём обе закрашены в приятный автомобилисту оранжевый цвет - цвет асфальтированного пути. Мы выбрали дорогу попрямее, вдоль реки Тёша - и ошиблись: между селениями Пятницы и Лидачеево никакого асфальта нет. Что характерно, здесь проходит даже не граница областей, а всего-то граница районов - ан поди ж ты, нет дороги. Нас опять спасла джипоподобность автомобиля и общая сухость террейна; автодороги Саров-Павлово мы достигли. В селе Саконы мы свернули направо, к северу, на станции Мухтолово пересекли ж/д, с моста у Лесуново поплевали в речку Серёжа и почти (всё-таки на участке Мухтолово-Лесуново данная дорожка так себе по качеству) без напряжения достигли Павлова-на-Оке, родины ПАЗиков. В Павлове по понтонному мосту мы переправились через Оку и ещё через полчаса достигли турбазы завода "Восход", где нас уже ждали.

Водки (выксинской, с монетками) у нас с собой было больше обычного, посему космонавтов Армстронга и Гречко, даже если они нас навещали, мы не запомнили. Зато познакомились со всеми Кузиными родственниками и, надо полагать, зарекомендовали себя с лучшей стороны, как опытные путешественники и преданные друзья.

Владимирский централ (28.08)

С трудом продрав похмельные глаза, мы неспешно начали готовиться к отъезду. За сегодняшний день нам предстояло покорить последнюю точку экпедиции и триумфально вернуться в Москву, поэтому поспешность была исключена. Но, как бы не было хорошо на берегах озера Святого, надо было ехать. По локальной, впрочем асфальтированной дороге мы достигли Владимирской области и города Гороховца, в котором вновь встали на М7. От Нижнего и до Москвы эта трасса практически идеальна, но нам не надо было до Москвы. Нам надо было свернуть во Владимире и достичь Юрьева-Польского.

Между прочим, имя этого древнего русского города никакого отношения к Польше не имеет. Ранее он звался Юрьев-Польской, что означало, что находится он в Ополье - местность вокруг города даже в стародавние времена была не лесистая, как в округе, а изобиловала естественными (?) полями. О то ж.

Ивановские дали
Ивановские дали
Пока мы доехали до Владимира, весёлое солнышко сменилось унылым дождиком, однако на подъезде к ЮП опять выглянуло солнце. В который раз мы решили срезать и несколько не доезжая до райцентра свернули на север, где по карте была обозначен асфальт. Ну вы поняли. Между Малолучинским и Кубаевым нет ни асфальта, ни даже грейдера. Все равно проехали, не отступать же. Проехав по асфальту немного за Юрково, мы свернули в сторону Ивановской области на грязный просёлок. Какого же было наше удивление, когда ровно на границе областей просёлок обернулся вполне нормальным асфальтом. То есть ивановские рабочие дорогу проложили со стороны Ивановской области до границы, а полкилометра по Владимирской оставили коллегам. Да, видать, сообщить забыли. Или у тех важнее дела нашлись. Или решили владимирцы на случай войны между субъектами не давать преимущества стремительным ивановским панцердивизионам - нехай вязнут в наших чернозёмах!

Немного в стороне от театра будущих танковых баталий находится поле, а на поле находится ВТ Ивановской области. Мы естественным образом пробрались вдоль опушки, я для проформы сбегал на середину поля и осмотрел окрестности. Достаточно полого всё оказалось, посему табличку решили ставить не на поле, а на приметной сосенке на краю. Белоснежная метка экспедиции и сейчас висит на сосне, извещая тёмно-вишнёво РАДИ БОГА, НЕ ОСТАВЬТЕ НАШИХ БЛИЗКИХ высш. точка иван.обл. 213 м

Вершина-XXXVII

Координаты:
56°36'28.9" с.ш. 39°49'44.9" в.д.
Высота:
212.7 м
Местоположение:
Ивановская обл., Гавриловопосадский р-н, д.Скомово
Орографическая провинция:
Смоленско-Московская возв.
Происхождение:
ледниковое
Подробный проезд:
от Юрьева-Польского дорога на Переславль-Залесский, 4 км от города поворот направо на Беляницыно, 10 км до Юрково, в 1 км за Юрково - грунтовая дорога направо. Со стороны Ивановской области - асфальт.
Подробная карта:
37.jpg
Время:
28.07.2008, 14:00
Что рядом:
древний город Юрьев-Польский

Вот, собственно, и всё. Через четыре часа мы вполне ожидаемо объявились в Москве. Из-за накладки со связью всенародные гуляния с киданием в нас цветов и чепчиков сорвались, и мы скромно завершили свою, не побоюсь этого слова, триумфальную экспедицию. 12 точек, доложу я вам - это 12 точек. Даже если их в конце концов оказалось 11. Было круто!

Комментировать:

at oko.livejournal.com

Связаться Благодарности Карта сайта ©www.RussianTops.ru, 2005-2008
Изменен: Sunday, 12-Apr-2009 12:00:18 UTC