Экспедиция 13

Даты: 20-26.02.2008
Состав участников: Василевский А.Ф., Галузинский В.Н., Денисов К.А., Красильников И., Красильников Н.С., Кузнецов Е.Ю., Пачкалов А.С., Пачкалов Н., Рускол А.Ю., Ступак А.Ф., Ступак Д., Умаров А.М., Умаров Д., Чёрный М.В., Шалимов А.Е., Шарнина П.В.
Способы передвижения: поезд, микроавтобус, снегоход
Схема: Общая схема (Google maps) | Карта с треком и точками (304 kb)
Фотографии: здесь

Вершина-X (г.Нуорунен)

Координаты:
66°08'34.9" с.ш., 30°14'48.0" в.д
Высота:
576.9 м
Местоположение:
Лоухский р-н Респ.Карелия
Орографическая провинция:
возв.Манселькя
Происхождение:
тектоническое (блоковое поднятие)
Подробный проезд:
поездом до ст.Лоухи, далее автотранспортом до пос.Пяозёрский (112 км); в 1.5 км после проезда Пяозёрского - поворот на север, отсыпная дорога до кордона национального парка "Паанаярви" (70 км); от кордона на запад - маркированная тропа (17 км)
Время:
23.02.2008, 14:00
Лирика:

Нуорунен (Nuorunen) - высочайшая вершина Финляндских гор, к Ю от полярного круга, высотой 532 м. Нуорунен представляет отдельную вершину, лежащую к Ю от озера Паана-иерви, поблизости от главного хребта Маанселькэ. Вершина Нуорунен лишена растительности и большую часть года покрыта снегом и льдом; с нее открывается обширная великолепная панорама окружающей горной страны.
Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь

Prepare

Идея осуществить покорение карельской ВТ именно зимой пришла к нам в голову достаточно давно. То есть вообще с самого начала, ибо болота и комары - это, конечно, здорово, но вроде как-то и не очень, особенно в сравнении с морозом, снегом и моторизованным транспортным средством. Оставалось дело за малым - узнать, существуют ли вообще в самом глухом углу Карелии люди вообще, цивилизация в частности и имманентно присущие оной снегоходы.

За дело взялся Анвер Маратыч и вскоре были получены утвердительные ответы на каждый из вышеуказанных вопросов. Был проведён зычный клич в надежде, что удастся собрать человек 5-6 и внезапно собралось 20 страждущих нормальной зимы благородных донов. Такое количество обеспечить снегоходами принимающая сторона не смогла, после чего была найдена другая принимающая сторона, которая пообещала сделать всё, как надо. Имя этой стороны - ОАО "Вика" (vika.onego.ru/ru). Нам были обещаны снегоходы, проживание в гостевых домах, трансферы до станции и до снегоходной базы, трёхразовое питание, провожатый на маршруте, зимняя рыбалка, сауна и пр. Цены, конечно, заставили глаза немного расшириться и даже отпугнули троих путешественников, но остальные били копытами и потрясали купюрами различного достоинства. "Эскпедиции - быть" - решили организаторы и принялись за подготовку.

Road

Злоключения по поводу покупки 17 билетов в одни руки я уже описывал (oko.livejournal.com/258807.html), но тем не менее добро восторжествовало и в ночь с 19 на 20 февраля на Ленинградском вокзале собралось 17 отважных восходителей. Из которых самыми отважными были четверо детей и одна представительница ослабленного пола. Самый же неотважный камрад так и не пришёл, уменьшив наличный состав экпедиции до 16-ти. На ослобонившееся место пытались завлечь провожавшего Бакланова, но Алексей Викторович под смехотворными предлогами (скорый отлёт в Южный океан, например) отказался. В общем, так и остались мы в жалком шестнадцатером. В 00:50 20 февраля скорый поезд 016 Москва-Мурманск своим гудком возвестил старт экспедиции.

0004.JPG
За ЗОЖ
Быстренько уложив детей, благородные доны разделились по интересам - здоровый сон, нездоровый алкосон и ещё более нездоровая алкопуля до утра. То, что нас было в количестве, кратном четырём, очень помогло нашим попутчикам, ибо заняв полностью три купе (ещё четверо отважных ехали в плацкарте) мы до минимума сократили контакты с окружающим нас миром. Утром, когда одни уже проснулись, а другие ещё и не думали ложиться, мы неожиданно приехали в Санкт-Петербург. В культурной столице было грязно и сыро. Далее зима вперемешку с весной была куда как симпатичнее - в Свири ярко светило, например, солнце, в Петрозаводске было уже, например, много снега, а в Медвежьей Горе нас уже ждали сиги и налимы горячего копчения. Мы, благодаря вагону-ресторану, и не голодали особо, но от местных деликатесов отказываться не собирались. Так, за едой, пивом и краткими выскоками на стоянках и прошёл день 20 февраля.

Спать легли рано-рано, ибо вставать надо было в пол-четвёртого - именно во столько наш поезд причаливал к станции Лоухи. Расписание и РЖД в целом нас не обманули, и вот мы, слегка продрав глаза, высыпались в морозную северокарельскую ночь. Вокруг похрустывало и потрескивало, звёзды сверкали остро и холодно, у платформы ждал микроавтобус Мерседес с водителем и микроавтобус УАЗ с водителем же. Рядом со средствами передвижения находился бдительный пограничник, но поскольку мы были организованы, он ограничился лишь приветствиями и кратким допросом старшего группы (им стихийно был назначен Анвер Маратыч). Покидав рюкзаки в УАЗ-"буханку", а свои тельца в Мерс мы отчалили в сторону Пяозера. Ехать было около 2-х часов и мы опять закемарили. С остановками и перекурками, в пол-седьмому мы добрались в пгт Пяозёрский. В наших домиках обнаружились какие-то иностранные резиденты, посему до оных выписки мы коротали время в столовой баре "У Иваныча".

0016.jpg
Домики
Диспозиция: фирма Вика отстроила на живописной окраине Пяозёрского три гостевых домика, а близлежащее казарменного типа помещение приспособила пополам под свой офис и столовую. Столовая носит гордое название "Бар 'У Иваныча'", хотя может вполне называться рестораном - еда и обслуживание вполне на уровне, заведение пользует популярностью у горожан. Прокатные снегоходы и рыболовное снаряжение находятся на базе на острове Лайдасалми, в 30 км от Пяозёрского. Перевозка из посёлка на базу и обратно производится автомобильно.
Birthday

Времяпрепровождение с завтраком и сном на лавках несколько затянулось, но наконец финно-швейцарская группа снегоходчиков заурчала движками и двинулась в сторону границы, домики привели в порядок и мы заселились. Скажу сразу, домики просто отличные - помимо электричества и тёплого сортира в наличии были: душ с полотенцами, сауна 3-хместная, холодильник, плита, камин и дрова к оному, пол с подогревом, кровати с бельём. Словом, всё как в гостевых домиках соседней Финляндии и даже лучше (помнится, в финских домиках не выдавали постельное бельё и не подогревали пол). Цены, повторюсь, кусаются, день в домике нам обходился в 12 тыщ рублей (количество мест - 6+2). В остальном же - всё в высшей степени комфортно и на должном уровне.

0030.jpg
Костёр
В домиках мы оставались недолго - нам ещё предстояло отметить ДР Николая Сергеевича, что мы решили сделать на природе. Природа нашлась на другом берегу озера, где нами и был разведён костёр, откупорено спиртное и поздравлен именинник. В качестве подарка выступал автомобильный жыпыэс, который сразу же был извлечён и подключён к эфиру. На экране показалась карта северо-западной части Чикаго. Но не успел я всплакнуть ностальгически, как кто-то умный содрал с экрана защитную бумажку с картой Чикаго, а под оной, на настоящем экране, оказался уже вполне себе Пяозёрский и федеральная трасса А136. После официальной части были прыжки в снегу, забеги на дальность, падения с высоты человеческого роста и прочая параолимпионика. Вечером участники опробывали баню, поужинали и отошли ко сну, полные радужных предчувствий

Failure

0062.jpg
Началось!
Наутро подъём был в 7 утра, завтрак скор, но обилен, и в 8 утра стремительный Мерседес уже отправился в сторону базы "Лайдасалми". Ехать 30 км по дороге на север, а потом ещё 5 км по дороге к озеру Пяозеру. База находится на одноимённом острове, сообщение с которым возможно либо по воде, либо по льду. Этой зимой лёд был ненадёжен, посему перевозили нас на санях, тягомых снегоходом. На базе нам выдали комбинезоны, обувь, шлемы, рукавицы и собственно средства передвижения. Погоняв чутка по озёрной глади мы собрались в кучку-шеренгу и поехали в сторону горы. Все снегоходы были заняты двумя пассажирами кроме единоличников Сливы и Маленького. Впрочем, каждый из единоличников весит вполне за двоих.

Ехать сперва пришлось ровно назад, по глади озера, потом по дороге до поворота на Пяозёрский. Однако там мы решительно повернули на север и весело затарахтели навстречу приключениям. 27 километров спустя, миновав несколько мостов через живописные речки, мы достигли границы национального парка "Паанаярви". Граница была обозначена табличкой, а через 100 метров обнаружился комплекс из двух избушек, сарайчиков и навесиков. На кордоне проживает то ли 3, то ли 4 человека. От кордона нам предстояло покинуть автомобильную дорогу и штурмовать целину. Поворот на тропу к Нуорунену находится примерно в двухстах метрах не доезжая кордона.

"Сафари на снегоходах на гору Нуорунен" входит в программу, предлагаемую как нац.парком, так и принимающей фирмой "Вика", посему собственно снегоходная тропа во-первых - была, во-вторых - была маркирована, в-третьих - была укатана. Маркировка вдоль тропы представляет собой навешанные на деревья красные ромбики, каждый километр отмечен километровым столбом, а в паре мест даже виднелись таблички с надписью "Нуорунен" и стрелочками; кроме того, через некоторые ручейки перекинуты мостики. Катить по такой тропе сплошное удовольствие. Особенно, когда впереди едет провожатый/гид/помошник Александр.

0065
Завал
0067
Завал-2
Естественно, тропа не является езжим трактом. В некоторых местах есть и кочки, и уклоны, и канавы. Посему неудивительно, что ковыряния набок не замедлили явиться. Вроде едешь себе, едешь, подруливаешь да газуешь, а чуть в сторону - и снегоход твой уже не на ровной поверхности, а чёрт знает где, из стороны в сторону валится, а при сильном газовании в свежий снег зарывается - как смертельно напуганный геккончик в песок. Вжик! И вокруг тебя уже сугробы, а тебе надо слезать и вытаскивать... Первая же попытка вытолкнуть снегоход выявила, что снега кругом - более чем по пояс. Особенно сей факт понравился детям, на каждой остановке юные снегоходчики массово ныряли окрест.

Из прочего следует отметить поломку Пачкаловского и Ступаковского снегоходов. Порванный ремень АлексейСергеичу заменил провожатый, а у АнтонФёдоровича перестал втягиваться назад шнур зажигания, посему пришлось ему попросту не глушить свой агрегат до самого окончания маршрута.

0094.jpg
Погодка
Погода меж тем отнюдь не баловала - с одной стороны, было тепло, минус ноль, с другой - снег не прекращался, облака не разрежались. Проехав по относительной равнине порядка 15 км, мы приступили к затяжному подъёму на гору Нуорунен. И тут выяснилось, что лёгкий снежок внизу, в лесной зоне, соотвествует бурану с нулевой видимостью там, где леса нет. Выехав из леса мы с трудом взяли штурмом первый резкий подъём (три снегохода намертво увязли в снегу и были вытолкнуты только усилиями 4-х человек; один снегоход попал лыжей под корягу и был вытаскиваем в течение 20 минут) и остановились в нерешительности. Кругом, скажем так, не было ничего. То есть, в одну сторону угадывался склон вверх, а в противоположную угадывался склон вниз. Более же никаких ориентиров не было, а силуэт отошедшего камрада пропадал примерно на тридцатом метре.

Снова покаяние: именно для таких случаев и нужен GPS. И координаты искомой точки, вбитые в оный. Однако, штурман понадеявшись а). на наличие провожатого и б). общую лёгкость восхождения/взъезда... в общем штурман лишь развёл руками и сказал, что никаких координат у него в жыпыэсе нету, как собственно и самого прибора. После чего восхождение было завершено, ибо визуальное определение вершины было невозможно. На следующую ступень горы поднялись лишь провожатый Александр и Слива, которые и подтвердили, что и на высоте не видно ничего. Впоследствие оказалось, что отказ от восхождения 22 февраля и перенос оного на 23-е был как нельзя кстати, но в момент заворота лыж назад настроение штурмана (то есть моё) лучше было не описывать...

Путь назад, как всегда, оказался быстрее и к четырём часам мы вернулись к кордону. На консилиуме было решено отменить завтрашний круиз к водопаду Киваккакоски и продолжить штурмовать вершину. Снегоходы было решено оставить на кордоне, а для попадания домой по рации был вызван автобус. Пока же оный ехал, в неподалёку расположенном балке был заделан скромный обед.

Пребывая в пониженном настрое, покорители вернулись в Пяозеро, где была принята невесёлая сауна и еден безрадостный ужин с совершенно депрессивной водкой. Штурман, обзаведясь транспортиром, линейкой и карандашом, снимал с бумажной карты точные координаты вершины. Оставалось надеяться на погоду.

Summit

Утро было совсем безрадостным - стало ощутимо холоднее, мела позёмка, за ночь насыпало сантиметров 20 снега. Правда, у нас уже были примерные координаты вершины и решимость во что бы то ни стало туда попасть, пусть даже пешком в буране держась руками друг за друга, чтоб не пропасть по одиночке. В общем, позавтракав и вытряхнув из сушильных шкафов полупросохшие комбезы, мы в две машины поехали обратно на кордон. Снегу было много, дорогу ночью не чистили.

Почувствуйте разницу: "Понимаете, во-первых - 23-е, праздник, во-вторых - суббота, вот и не чистят" - оправдывался водитель, когда мы в очередной раз откапывали "буханку". Иными словами, обычно дорогу длиной в 70 км, на конце которой живёт то ли 3 то ли 4 человека - чистят. В городе Самаре, например, живёт почти полтора миллиона жителей, так там - по словам аборигенов - за всю зиму расчистили всего две центральные улицы.

Потихоньку-полегоньку, то вздымая снежные облака, то зарываясь капотом, мы добрались до кордона и откопали заснеженные снегоходы. Провожатый-ремонтёр залил масла и бензина, поколдовал со Ступаковским зажиганием, мы тем временем тоскливо обозревали погоду и, обозрев, пришли к выводу, что детей наверх брать не имеет смысла, после чего три снегохода были отправлены на базу, дабы там родители и дети в спокойной обстановке отдыхали. Сперва к ним вроде присоединился Маленький, но потом раздумал и поехал с нами на вершину. Единственным ребёнком, поехавшим с нами на гору оказался Данька Умаров, но у него была уважительная причина - его нельзя было оторвать от руления снегоходом.

0138.jpg
Налаживается
Между тем, погода готовила нам сюрприз. Но какой! По мере нашего продвижения в сторону горы (замечу в скобках о поразительном факте - снегоходная тропа с утра уже была укатана, несмотря на ночной снегопад) облачность начала прерываться, появилось голубое небо, прекратился снег. При подъезде к непосредственно горе на небе уже не наблюдалось ни единого облачка; правда, оставался сильный ветер. Первый подъём взяли почти сходу (разве что мы с Шалимовым зарылись), на второй все пассажиры были высажены и снегоходы заезжали наверх только с водителями.

Вторая ступень оказалось коварной - после крутого подъёма практически отсуствует полка, а продолжается менее крутой подъём, останавливаться никак нельзя, а решать на ходу, куда правильно ехать - сложно. В результате, экипажи Кузи-Рускола, Маленького и Василевского-Шарниной посадили свои агрегаты намертво. Откапывать их уже не было желания, посему закопантов попросту по одному свезли на вершину.

0174.jpg
На вершине!
Да-да! Мы взобрались на Высшую Точку Республики Карелия. Слива утверждал, что нашёл свои вчерашние следы в 100 метрах от вершины, и оную, что характерно, не видел. Сейчас же надо всей Карьялой сверкало безоблачное небо и вершина была отменно видна. Ветер был ощутимо сильным, например если в маске с поднятым забралом повернуться против ветра, то начинало физически сносить, из-за повышенной парусности. Из-за ветра сложно было определить текущую температуру, но вроде обморожений и прочих случаев термотравматизма не наблюдалось - всё-таки солнце было по-весеннему ярким.

Помимо того, что была видна вершина - было видно и всё вокруг: прочие Манселькянские горы к северу, обширное Пяозеро к востоку, сумрачная земля Суоми к западу (вот ночью там света куда как больше), что-то неуловимо родное к югу. Фотографии прилагаются.


0169
Вид на юг
Pano - img 163 - 5761x2253 - SLIN - Blended Layer
Вид на Финляндию
0167
Вид на север
0165
Вид на восток

Саамских святых камней-сейдов мы на вершине не заметили. Там вообще ничего нет, кроме снега. И ветра. Посему, постояв и сфотографировав, мы попрыгали на снегоходы и поехали вниз. Вниз было ехать проще, никто не зарывался, ранее зарытые снегоходы были вытащены... Доехав до начала леса мы остановились на обед. Ветра здесь уже не было, солнце светило ярко, снег белел, небо синело. Жизнь была прекрасна и удивительна.

Back

Без особых приключений добрались обратно до кордона, разве что я упросил Шалимова дать мне порулить и на первой же сотне метров умудрился въехать в какой-то холм, перевернуться и окуклиться. Хорошо мы ехали предпоследними и позора моего почти никто не видел, а те кто видели - как раз помогли откопаться и вытащиться. Да уже на подъезде к кордону единственная в группе женщина-покоритель Полинька завалила снегоход себе на ногу и получила ушиб колена на ровном месте. Кстати, возможно нелишним будет обрисовать нашу технику езды...

Как оно ехалось: Опыта снегохождения у нас почти не было, некоторые покатались немного в Руке в том году, кто-то пару раз садился на даче, посему всё изобретать приходилось на ходу. После пары завалов выяснилось, что задний пассажир, особенно если он тяжелее водителя, должен на поворотах и особенно наклонах заносить тело так, чтобы снегоход выравнивался. Освоив это телошевеление мы существенно снизили частоту завалов. Сами снегоходы были достаточно лёгкими, что с одной стороны делало их неустойчивыми, с другой - при завалах и зарывах они легко вытаскивались вдвоём.

На кордоне мы пробыли недолго и тут же отбыли назад, на базу. Ехать решили не по дороге, а по озеру. До озера было полтора километра по чрезвычайно живописной озовой гряде, и вот мы выехали на ровную скатерть Пяозера, вот взревели моторы... Наш провожатый поломался. Вернее, поломался его снегоход, причём наглухо. Степень наглуховатости определилась после того, как он привёз с кордона запасные свечи, которые тоже не помогли. Пока же он ездил за свечами, народ устроил импровизированные гонки по льду. Накатались все. Итак, первая серьёзная потеря - мы оставили флагманский снегоход на льду озера, перегруппировали сидячие места и понеслись по озеру.

0194.jpg
Назад
После перегруппировки нам достался другой, менее привычный снегоход, который не хотел давать более 65 км/ч (все остальные дружно неслись за 70), более того, у него было что-то с лыжами, из-за чего он постоянно забирал влево. А на скорости снегоход может идти только прямо (ну или у нас не получалось управлять), поэтому мне приходилось постоянно притармаживать и корректировать курс (ну да, мне, я опять уговорил Шалимова пустить меня за руль). Остальные же весело мчались по прямой.

За два километра до базы сломался снегоход экипажа Кузя-Рускол. Этот наоборот, вполне себе заводился, но никуда при этом не ехал. Сцыпление, понимать надо. Мы быстро докатили до базы, сбросили лишних и вернулись на помощь замерзавшим в ледяном безмолвии. Всех спасли успешно, правда оставили на льду второй снегоход.

0146.JPG
Волокли
Третий снегоход, как оказалось, сломался под Пачкаловым на полпути назад (они, напомню, возвращались с утра и по дороге). Его приволокли, подцепив верёвкой к "буханке". Итого, из 10 стартовавших снегоходов в пути чинились три, а вернулось всего семь. При том, что ничего противоествественного их снегоходной натуре мы не требовали.

Наши отцы, к слову, провели со своими чадами почти весь день на базе, катали детей вокруг, ловили с ними подлёдно и вообще всячески расслаблялись. На водопады или ещё куда они не поехали.

Наконец, мы собрали весь наличный состав экспедиции на базе, переоделись, сдали почти всё взятое непрокат (некоторые оставили комбезы до Пяозёрского) и двинулись домой. По приезду нас ждал тёплый пол в домиках, общее расслабление и как обычно отменный ужин... Правда, на армейский праздник в ресторане собралось пол-посёлка, некоторые даже стояли в очереди на улице - и посему мы перенесли наши скромные посиделки в домик...

И о погоде: Конечно, это стоило написать ранее, но у меня есть внутреннее ощущение, что именно здесь данное замечание будет к месту. После неудачного восхождения на первый день, в ресторане остались самые стойкие, допивать заказанное спиртное. Один из стойких, Антон Фёдорович Ступак, познакомился с внуком лопарского шамана, который объяснил ему, почему гора нас не приняла. Внук шамана не пообещал ничего исправить и не посоветовал нам, кого приносить в жертву... Просто, на следущий день гора нас приняла. За что мы, конечно, никого не благодарим.
Relax

0201.jpg
В Пяозёрском
Вечером того же дня, вернее в ночь на следущий, первая группа путешественников отбывала домой. Остальные же перегруппировались в два домика и продолжили неспешный отдых. Прогулки по озеру, тишина, свежий воздух. Развели костёр и пожарили краковской колбасы. Выпили водки. Ещё погуляли по озеру. В общем, даже и писать особо не о чем, настолько умиротворяюще всё выглядело.

В пол-первого ночи за нами пришёл автобус "ПАЗ" и забрал нас в Лоухи. Там мы быстренько дождались поезда, погрузились и покатили в сторону слякотной Москве.

Следующий день прошёл всё так же расслабленно - пиво, сиг, солянка в вагоне-ресторане. В Петрозаводске женская часть затребовала шампанского, что мужской частью и было осуществлено. Далее вечер стал уже окончательно томным и после Санкт-Петербурга наличный состав отошёл ко сну.

В 6:50 26 февраля 2008 года отважные покорители вернулись из удачной экспедиции на Ленинградский вокзал столицы нашей Родины города-героя Москвы.

Ceterum censeo
  • Зимнее покорение на снегоходах - удалось
  • Вышло оное (без дороги) в 19 тыщ рублей на человека
  • Приём и обслуживание фирмой "Вика" - на высоком уровне
  • Питание в баре "У Иваныча" - отменное
  • Ценник у фирмы "Вика" по сравнению, например, с Финляндией, явно завышен. Но у нас сравнивать вроде и не с чем.
  • Снегоходы - третьей свежести, но вроде никто не умер
Что помимо:

национальный парк "Паанаярви" (одноименное озеро - самое глубокое в Карелии, водопад Киваккакоски, саамские святилища на г.Кивакка); рыбалка на Пяозере; охота (по путёвкам); в 100 км, в Финляндии - горнолыжный курорт Рука.

comments @ oko.livejournal.com

Связаться Благодарности Карта сайта ©www.RussianTops.ru, 2005-2008
Изменен: Thursday, 06-Mar-2008 14:57:33 UTC